Как можно и как нельзя наказывать детей, почему физическое наказание недопустимо

Треть россиян высказались за то, что в отношении подростков можно применять физическую силу в воспитательных целях. И это в опросе, проведенном специально ко Дню защиты детей! Она-знает выясняет почему нельзя этого делать.

Быть родителями ой как непросто. Когда мы только мечтаем о детях, мы искренне уверены, что наши отношения будут гладкими, однако в действительности так бывает далеко не всегда. Воспитывать нужно кнутом и пряником. Но каким может быть этот кнут? Как не перегнуть палку?

«Всегда нужно помнить, что даже маленький человечек — это прежде всего личность! Я твердо убеждена, что жестокость к детям недопустима. Категорически против того, чтобы насилием уродовали душу малыша. Дети должны воспитываться в любви, в атмосфере добра и понимания... Только тогда можно надеяться: из него получится человек с большой буквы.» Анастасия Волочкова балерина, заслуженная артистка России

Сложно представить себе любой воспитательный процесс без наказаний. Наказание – это инструмент, который должен продемонстрировать ребенку его ошибку и научить больше не повторять её.

Однако наказание наказанию рознь, и очень важно не переусердствовать. Степень наказания должна быть адекватна степени проступка.

Конечно, существует немалое количество родителей, выбравших воспитание без наказаний. По их мнению, любое ограничение – это своего рода насилие над личностью, которое мешает развиваться ребенку. С этим можно спорить или соглашаться, но по факту полное отсутствие наказаний зачастую у ребенка рождает чувство вседозволенности. Результатом может стать абсолютная неуправляемость, социальная неадаптированность, неумение уважать личностное пространство других людей и т.д.

Поэтому для большинства мыслящих родителей вопрос стоит не в том наказывать или нет, а в том, как можно и как нельзя наказывать ребенка.

Как нельзя наказывать ребенка?

«Я уверена, что любое насилие никогда не имеет оправдания. Рукоприкладство по отношению к ребенку, для меня лично, явление,которое находится за рамками здравого смысла.  Мне горько и больно, когда я читаю об этом в прессе, вижу программы по телевидению. Мы, взрослые люди, обязаны всеми возможными силами противостоять насилию по отношению к нашим детям. Защитить их – это просто наш человеческий долг.» Анна Семенович, певица

  • Физические наказания. Доказано, что регулярные физические воздействия (шлепки, удары, подзатыльники и прочее) способны привести к психическим расстройствам даже у взрослого человека. Поэтому говорить о здоровой психике у ребёнка, который постоянно подвергается физическим наказаниям или избивается, не приходится.
  • Крик. Абсолютно бессмысленное занятие – кричать на ребенка, особенно на ребенка в истерике. Ваши попытки его перекричать однозначно не к чему хорошему не приведут. Объяснять что-то криком тоже неэффективно – это стрессовая ситуация, и ребенок теряется, он перестает воспринимать информацию. Мы настоятельно рекомендуем к прочтению нашу статью: как научиться не кричать на ребенка.
  • Лишения интернета или мобильного устройства — обычная манипулирование или шантаж.

Лишить ребенка доступа в Интернет или любимого устройства – это не что иное, как манипуляция или шантаж, – объясняет наш эксперт. — Воспитывать лучше всего не системой наказаний, а напротив, с помощью поощрений: нужно внушать ребенку, что он хороший, а когда ведет себя хорошо, то еще лучше. И никакого ремня не понадобится. Н.Искра, психолог

 

  • Наказание едой. Лишать еды или заставлять есть в наказание – это прямой путь к подрыву здоровья ребенка. Здоровья не только психического, но и физического в виде нарушения функций пищеварительной системы.
  • Наказание трудом. Помощь по дому ни в коем случае не должны выступать наказанием. Иначе вы сформируете у ребенка позицию, что труд – это в целом наказание.
  • Наказание страхами и фобиями. Родители лучше всех знают о страхах своего ребенка, и манипулировать этим нельзя. Закрыть, например, ребенка в темной комнате со словами «подумай о своем поведении», если ребенок боится темноты, это уже жестокость и нанесение серьезной психологической травмы.
  • Игнорирование. Оставить на непродолжительное время капризничающего ребенка одного, чтобы он успокоился, и чтобы родитель сам успокоился – это распространённая и эффективная практика. Но это должен быть короткий отрезок времени. Нельзя игнорирование превращать в «экзекуцию» в несколько часов или даже дней. Это вырабатывает в ребенке ощущение ненужности и нелюбви. Ваш ребенок должен знать, что вы его любите ВСЕГДА, даже если он балуется, и вы сердитесь. Дети должны быть уверены в любви родителей.

 

Великий российский педагог Макаренко А.С. не раз утверждал, что человека формирует окружение, в котором он растет и пребывает долгое время. Если родители окружают с детства ребенка теплом и заботой, он точно вырастет добрым, чутким, счастливым. Если же он будет подвергаться физическим наказаниям, велика вероятность того, что лучшие черты и качества будут уничтожены. Антон Семенович говорил, что научить ребенка быть счастливым нельзя, нужно создать вокруг него атмосферу любви и благополучия.

Ребенок, точно плодородная почва - что посеешь, то и пожнешь. Макаренко А.С.

Чаще всего своих детей бьют родители, которых в детстве тоже били, – идет такая цепная реакция. Телесные наказания, как правило, идут в ход у тех, кто не в состоянии донести что-то до ребенка спокойно, в разговоре, без дополнительных средств воздействия. Для ребенка одинаково плохо любое унижение – и словесное, и физическое. Н.Искра, психолог

Какое наказание допустимо?

Лишение какого-то развлечения. В жизни каждого ребенка должен присутствовать определенный запас «радостей». Это должно быть что-то особенное, происходящее не каждый день, но регулярно, и вызывающее массу положительных эмоций у ребенка. Ребенок должен понимать, что плохое поведение и проступки могут лишить его этого развлечения.Однако помните также, что за один проступок должно следовать одно наказание.

И промежуток времени между «преступлением» и наказанием должен быть максимально коротким, чтобы ребенок понимал, за что он наказан. Особенно временной промежуток актуален для малышей. Трехлетний ребенок не в состоянии полноценно осмыслить происходящее, если его наказывают за утренний проступок вечером или и вовсе на следующий день. В такой ситуации он скорей сделает вывод, что его не любят, и будет чувствовать себя несчастным.

Позволить ребенку прожить негативный опыт самостоятельно. В некоторых случаях можно отпустить ситуацию и позволить испытать ребенку результат своего непослушания. Речь ни в коем случае не идет об опасных для ребенка ситуациях. Родитель в этот момент обязательно должен быть рядом, контролировать ситуацию. Дискомфортная для малыша ситуация станут прекрасным жизненным опытом, подтверждающим, что нужно слушаться, когда его предупреждают об опасности. Собственные ошибки – лучшая наука.

Представляю идеальный сценарий наказания: подходим, обнимаем сына/дочь за плечи, можно даже поцеловать и спокойно произносим: «Не сочти за личную обиду, но ты наказан. Помочь ничем не могу». Михаил Лабковский

Когда вы контролируете свое поведение и выстраиваете диалог в нейтральном тоне, ребенок слышит: «Ты хороший, поступок – плохой. Ты вне обсуждения. Тебя я люблю. Но за поступок нужно наказать». В процессе воспитания и взаимодействия ребенка и родителя наказание необходимо. Главное – ребенок не должен чувствовать, что отношение к нему изменилось.

Старший/младший и наказания

  • Не обижать старшего ребенка речью о том, что он старше по возрасту и поэтому должен уступить;
  • Не прощать младшего за то, чего вы не разрешаете старшему;
  • Не акцентируйте возраст младшего ребенка: «Ну он же маленький! Вот ты, когда был маленьким, мы тебе тоже…» Он этого не помнит, а, значит, об этом не знает. Ваши слова – не в счет. Он знает только то, что в данный момент вы ему уделяете намного меньше времени и внимания.
  • Ситуация может устаканиться, если всячески подчеркивать, что вы любите их одинаково, времени уделяете столько же и даже наказываете их по одной методичке на двоих.
avatar